Алгоритм межведомственного взаимодействия по вопросам опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан в Солигорском районе
УТВЕРЖДЕНО
Решение координационного совета по
опеке над лицами, признанными в установленном порядке недееспособными и
ограниченно дееспособными
от 20.01.2021 № 1
АЛГОРИТМ межведомственного
взаимодействия по вопросам опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан в
Солигорском районе 1.
Общие положения |
Алгоритм межведомственного
взаимодействия по вопросам опеки и попечительства в отношении совершеннолетних
граждан (далее – Алгоритм) разработан на основании пункта 4 Положения координационного
совета по вопросам опеки и попечительства над совершеннолетними лицами,
утвержденного решением Солигорского районного исполнительного комитета от 28
июля 2020 г. № 1202.
Настоящий алгоритм
разработан в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье,
Положением об органах опеки и попечительства, утвержденным постановлением
Совета Министров Республики Беларусь 28.10.1999 № 1676, Положением о порядке
управления имуществом подопечных, утвержденным постановлением Совета Министров
Республики Беларусь 28.10.1999 № 1677.
Алгоритм
определяет ответственных за обеспечение взаимодействия органов и организаций по
следующим направлениям:
за выявление лиц, нуждающегося в опеке
(попечительстве), и до признания данных лиц судом недееспособными (ограниченно
дееспособными) – учреждение здравоохранения «Солигорская центральная районная
больница» (далее – УЗ «Солигорская ЦРБ»);
с момента
признания лиц судом недееспособными или ограниченно дееспособными – управление
по труду, занятости и социальной защите Солигорского райисполкома (далее –
УТЗиСЗ), государственное учреждение «Солигорский районный территориальный центр
социального обслуживания населения» (далее –ГУ «Солигорский РТЦСОН);
после назначения
опеки над имуществом недееспособного (ограниченного в дееспособности) –
управление жилищно-коммунального хозяйства Солигорского райисполкома (далее –
управление ЖКХ).
2. Организация
межведомственного взаимодействия
при выявлении совершеннолетних лиц, которые нуждаются
в установлении опеки (попечительства)
2.1. УЗ «Солигорская ЦРБ» при выявлении совершеннолетних лиц, которые нуждаются в установлении
опеки (попечительства), и до признания данных лиц судом недееспособными
(ограниченно дееспособными):
2.1.1. информирует заинтересованные органы и организации (УТЗиСЗ,
ГУ «Солигорский РТЦСОН» и др.) о подаче материалов для возбуждения в суде дел о
признании граждан недееспособными или ограниченно дееспособными;
2.1.2. готовит
необходимые материалы для возбуждения в суде дел о признании граждан недееспособными
или ограниченно дееспособными;
2.1.3. направляет сведения о выявлении
лиц, нуждающихся в опеке (попечительстве), в управление ЖКХ для выяснения
наличия имущества у данных лиц и принятия мер к охране имущественных прав этих
лиц и сохранности их имущества;
2.1.4. участвует в рассмотрении дел в суде
о признании граждан недееспособными или ограниченно дееспособными, при необходимости привлекая УТЗиСЗ, ГУ
«Солигорский РТЦСОН»;
2.1.5. обеспечивает индивидуальное
консультирование кандидатов в опекуны и опекунов по вопросам общения с подопечными
с учетом их заболевания;
2.1.6. совместно с ГУ «Солигорский РТЦСОН»
один раз в полугодие проводит пофамильную сверку проживающих на территории
района совершеннолетних недееспособных (ограниченно дееспособных) граждан;
2.1.7. осуществляет методическое
сопровождение специалистов ГУ
«Солигорский РТЦСОН» по вопросам специфики работы с недееспособными (ограниченно
дееспособными) гражданами;
2.1.8. принимает
в случае необходимости по медицинским показаниям меры к устройству в
соответствующие организации здравоохранения лиц, страдающих психическими
расстройствами (заболеваниями), вследствие которых у них ограничена способность
понимать значение своих действий или руководить ими, и лиц, находящихся в связи
с заболеванием в бессознательном состоянии, исключающем возможность понимать
значение своих действий или руководить ими, в том числе до назначения над ними опекуна
или попечителя.
2.2. Комиссия по описи имущества лиц, признанных в установленном
порядке недееспособными, производит опись имущества, принадлежащего лицу,
нуждающемуся в защите имущественных прав, при необходимости с участием
заинтересованных служб и организаций, кандидатов в опекуны (попечители).
2.3. ГУ «Солигорский РТЦСОН»,
сельские исполнительные комитеты, организации жилищно-коммунального хозяйства,
Солигорский РОВД и другие заинтересованные направляют в УЗ «Солигорская ЦРБ»
информацию об одиноких и пожилых гражданах, поведение которых позволяет
предположить наличие у них психического расстройства, а также о получающих
социальные услуги лицах, страдающих психическими расстройствами и нуждающихся в
постоянном наблюдении и уходе, для освидетельствования и при наличии показаний
– подготовки необходимых документов для лишения (ограничения) в дееспособности.
3. Организация
межведомственного взаимодействия
с момента признания лиц судом
недееспособными
или ограниченно дееспособными
3.1. ГУ «Солигорский РТЦСОН» осуществляет
следующие функции по опеке и попечительству:
3.1.1. в течение10 рабочих дней со дня
получения решения из суда о признании лица недееспособным или ограниченно
дееспособным созывает комиссию по описи имущества лица, нуждающегося в опеке
(попечительстве). Копию описи имущества передает в управление ЖКХ;
3.1.2. совместно с УТЗиСЗ,
управлением ЖКХ, сельскими исполнительными комитетами ведет подбор опекуна
(попечителя) для назначения опеки (попечительства) над недееспособными
(ограниченно дееспособными) гражданами и их имуществом;
3.1.3. при необходимости определяет лицо,
ответственное за хранение движимого имущества недееспособного (ограниченно дееспособного);
3.1.4. если опекун над имуществом не
назначен, то при направлении подопечного, нуждающегося в защите имущественных
прав, на постоянное проживание в стационарные учреждения здравоохранения,
социального обслуживания, передает движимое имущество по описи администрации
учреждения на ответственное хранение;
3.1.5. организует посещение социальными работниками недееспособного, не
имеющего опекуна, по месту его жительства для оценки потребности оказании
социальной помощи до оформления его в
дом-интернат;
3.1.6. совместно с УТЗиСЗ, УЗ «Солигорская ЦРБ», организациями ЖКХ, Солигорским РОВД, в
сельских населенных пунктах– сельисполкомами проводят контрольные обследования условий жизни недееспособных
(ограниченных в дееспособности) граждан согласно утвержденному графику;
3.1.7. ведет учет лиц,
выразивших желание быть опекунами или попечителями;
3.1.8. проверяет выполнение опекунами и попечителями возложенных на них
обязанностей;
3.1.9. проверяет ежегодно до 1 февраля письменные отчеты опекунов за
предыдущий год и представляет до 10 февраля для утверждения по городскому
населению – начальнику УТЗиСЗ, по сельскому населению – председателям соответствующих
сельских исполнительных комитетов;
3.1.10. организует своевременно сбор документов, необходимых для
определения недееспособного, не имеющего опекуна, в психоневрологический
дом-интернат на постоянное проживание, в связи с этим ходатайствует перед
комитетом по труду, занятости и социальной защите Минского облисполкома о
внеочередном выделении путевки в дом-интернат;
3.1.11. организует транспортировку недееспособного в
психоневрологический дом-интернат в
сопровождении работника ТЦСОН, а при необходимости – с привлечением медицинских
работников и РОВД;
3.1.12. ведет и поддерживает в актуальном состоянии программный
комплекс «Опека и попечительство», формирует данные для обновления регистра
населения;
3.1.13. готовит совместно с заинтересованными проведение рабочих
совещаний, заседаний райисполкома, координационного совета по вопросам опеки и
попечительства;
3.1.14. представляет отчеты в вышестоящие организации по вопросам опеки
и попечительства над совершеннолетними недееспособными (ограниченно
дееспособными) гражданами, информацию о проблемных вопросах по опеке;
3.1.15. ведет делопроизводство по вопросам опеки над недееспособными
(ограниченно дееспособными) и опеки над их имуществом;
3.2. УТЗиСЗ осуществляет следующие функции по опеке и попечительству:
3.2.1. изучает и представляет в органы опеки и попечительства для
рассмотрения документы, необходимые для назначения (освобождения) опекуна или
попечителя над лицами, признанными судом недееспособными или ограниченно
дееспособными;
3.2.2. осуществляет совместно с ГУ «Солигорский РТЦСОН», управлением
ЖКХ подготовку решения Солигорского районного исполнительного комитета о
назначении опекуна (попечителя) над лицами, признанными судом недееспособными
(ограниченно дееспособными), их имуществом, об осуществлении государственной
регистрации запрета на отчуждение без согласия органа опеки и попечительства
жилых помещений, в которых проживают недееспособные (ограниченно дееспособные).
3.2.3. выдает опекуну (попечителю) удостоверение на право
предоставления интересов подопечного установленного образца;
3.2.4. информирует заинтересованные службы и организации о назначении, освобождении или
отстранении опекунов (попечителей) от выполнения их обязанностей;
3.2.5. своевременно осуществляет введение персональных данных по опеке
и попечительству в регистр населения;
3.2.6. передает в ГУ «Солигорский РТЦСОН» необходимые документы для
ведения личного дела недееспособного (ограниченного в дееспособности) лица;
3.2.7. для жителей г. Солигорска при необходимости дает разрешение
опекуну на отчуждение имущества подопечного (кроме жилых помещений) стоимостью
до 300 базовых величин;
3.2.8. при получении от заинтересованных служб письменной
информации о ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей (например,
выявленных ТЦСОН при контрольных обследованиях или анализе выполнения функций
опекуна, РОВД – при выявлении насилия, ЦРБ – при отказе от лечения и исполнения
ИПР инвалида, оформления группы инвалидности и др.) инициирует рассмотрение
вопроса на координационном совете о необходимости принятия решения об
освобождении от функций опекуна (попечителя).
3.3. Управление ЖКХ осуществляет следующие функции по опеке и попечительству:
3.3.1.
принимает меры по охране недвижимого имущества лиц, нуждающихся в опеке:
выявление, учет, хранение имущества и управление им, истребование имущества
подопечного от лиц, незаконно овладевших им, взыскание денег с должников в
пользу подопечного, взыскание и возмещение причиненных подопечному убытков;
3.3.2. ведет и поддерживает в актуальном состоянии список
недееспособных и их имущества;
3.3.3. в течение 5 рабочих дней
после поступления из суда информации о признании лица недееспособным или
ограниченно дееспособным представляет в УТЗиСЗ, ГУ «Солигорский ТЦСОН» сведения о наличии в собственности у
недееспособного (ограниченно дееспособного) недвижимого имущества для
подготовки решения Солигорского районного исполнительного комитета о назначении
опекуна над имуществом недееспособного (ограниченно дееспособного), об осуществлении государственной регистрации запрета
на отчуждение без согласия органа опеки и попечительства жилых помещений, в
которых проживают недееспособные (ограниченно дееспособные);
3.3.4. передает в ГУ
«Солигорский РТЦСОН» необходимые документы для ведения личного дела
недееспособного (ограниченного в дееспособности) лица (копии заявлений
кандидатов в опекуны над имуществом, справки или сведения о наличии недвижимого
имущества и др.).
3.4. УЗ «Солигорская ЦРБ»:
3.4.1. совместно с ГУ «Солигорский РТЦСОН» в случае отсутствия опекуна над
недееспособным и наличия у него медицинских показаний, на период сбора
документов для помещения в психоневрологический дом-интернат, принимает меры (по
необходимости) к устройству данного лица
в соответствующие организации здравоохранения;
3.4.2. при выявлении неисполнения или ненадлежащего
исполнения опекуном своих функций по лечению, отказу от оформления группы инвалидности
подопечному, при невыполнении индивидуальной программы реабилитации инвалида и др.
незамедлительно информирует письменно УТЗиСЗ для
последующего рассмотрения вопроса на координационном совете, и при
необходимости ходатайствует об освобождении опекуна от выполнения функций.
3.5. Председатели сельских
исполнительных комитетов для жителей сельских населенных пунктов и поселков при
необходимости дают разрешение опекуну на отчуждение имущества подопечного
(кроме жилых помещений) стоимостью до 300 базовых величин.
4. Организация
межведомственного взаимодействия
порядка
управления имуществом подопечных
4.1.ГУ «Солигорский РТЦСОН» совместно с заинтересованными службами и организациями
района (сельсоветами, организациями ЖКХ, РОВД и др.) не реже одного раза в год осуществляет
контроль за распоряжением, хранением и содержанием имущества, входящего в опись
имущества недееспособного или ограниченно дееспособного гражданина (носильных
вещей, мебели и другого движимого имущества), информирует орган опеки и
попечительства о случаях нарушения опекуном выполнения своих обязанностей.
4.2. Управление ЖКХ совместно с
заинтересованными службами и организациями района (сельсоветами, организациями
ЖКХ, РОВД, ТЦСОН и др.):
4.2.1. не реже одного раза в год осуществляет
контроль и проверку сохранности недвижимого имущества (при его наличии), находящегося
в собственности недееспособного (ограниченно дееспособного), информирует орган
опеки и попечительства о случаях нарушения опекуном выполнения своих
обязанностей;
4.2.2. осуществляет подготовку решений Солигорского районного исполнительного
комитета о согласии на отчуждение или об отказе в отчуждении жилых помещений, в
которых проживают недееспособные (ограниченно дееспособные) граждане;
4.2.3. осуществляет подготовку
решений Солигорского районного
исполнительного комитета о даче опекуну (попечителю) разрешения совершать
сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению недвижимого имущества
подопечного, сдачи его в аренду (по договору найма), безвозмездное пользование
или в залог, сделок, влекущих раздел его имущества или выдел из него долей, а
также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.